Роман Стендаля «Красное и черное» широкая панорама общественной жизни Франции

Роман выдающегося французского писателя Стендаля (псевдоним Анри-Мари Бейля) (1830) можно без преувеличения назвать центральным как в творчестве самого Стендаля, так и в процессе становления французской литературы прошлого столетия в ее углубленных социально реалистически-психологических образцах. Ведущую роль в плане сюжетному здесь сыграет биография главного героя — Жюльена Сореля, однако, упомянутое произведение далеко выходит за биографические пределы лишь одного персонажа, а становится романом широкой социальной зарисовки в реалистическомдухе из сутки Реставрации в Франции (целиком оправданным есть подзаголовок — «Хроника XIX столетие»). Здесь личная биография Сореля, как героя главного, значительно расширилась за счет показа многих других типичных фигур и вообще точных зарисовок быта, привычек и социально-моральной борьбы во французском обществе тех пор. Здесь фигурирует и французская провинция (небольшой город Верьєр), и духовная семинария в Безансони, и аристократические круги в Париже. Знаменательной есть и самое название произведения «Красное и черное», т.е. столкновенье сил прогресса и реакции, светского и религиозного, традиционно устаревшего, практически уже отжившего (что старается искусственно возвратить к жизни эпоха Реставрации) и динамического, новейшего, которое находится в становлении и постоянном поиске. Характерно, что хотя в произведении и рассказывается о многочисленных конкретных событиях (появление Жюльена Сореля в доме, где Реналя в Барьере; история его любовной связи из госпожа, где Реналь, а потом из Матильдой где ля Моль в Париже; тяжелое для Жульена пребывание в безансонской семинарии и специфическую душную атмосферу в этом духовном учебном заведении; есть даже выстрел в церкви, ранение госпожа, где Реналь, судебный процесс над Сорелем и его смертная казнь; есть и определенные «экскурсы» в прошлое, в историю — казненный предок, где ля Молей и образ Наполеона Бонапарта в представлении демократических кругов Франции, в данном разе Жюльена Сореля), все одно сюжет произведения «двигается» и не за счет авантюрно-приключенческой фабулы, а на основе духовной жизни главного героя, становление и развития его энергичного характера, в его сложных взаимоотношениях со своим окружением. Именно это и определяет всю поэтику романа и делает его одним из ярчайший образцов социально-психологического романа XIX столетие в мировой литературе. В этом произведении есть немало и обличительно-убедительных сцен в плане социальному, общественному (что будет присущее произведениям Оноре де Бальзака с его «Человеческой комедии»), и сцен символических, например, и, когда Жульен, стоя на скале, следит за полетом, коршуна и, завидуя свободному полету птицы, хочет и себе стать подобный ему, чтобы подняться вверх над миром. Вспомним кое-что подобные обобщения и в произведениях Бальзака) последний эпизод в романе «Отец Горио», где Растиньяк смотрит на огромный Париж перед ним и размышляет над тем, кто кого победит в «поединке», когда он «возьмет курс» на богатейшие кварталы французской столицы; или прямой аллегоризм, прямую символику в романе «Шагреневая кожа»). Определенное обобщение относительно «Красного и черного» Стендаля можно сделать и сопоставив его название с конкретными событиями произведения: главный герой физически погиб, итак, якобы победили «черные» силы, а тем временем он остался морально непокоренным — и в этом понимании победа осталась на стороне сил прогрессивных, т.е. «красного».

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *