Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (Восприятие, истолкование, оценка)

Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости. В этих ранних стихотворениях Пушкина еще много литературных условностей, поэтических штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и тогда пробивалось самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений и подлинных внутренних переживаний автора. «Бреду своим путем», — заявил он в ответ на советы и наставления Батюшкова. И этот «свойпуть» то там, то здесь постепенно вырисовывается в произведениях Пушкина-лицеиста. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но как вино — печаль минувших дней… Уже в Лицее Пушкин выработал самостоятельное и порой весьма критическое отношение к своим литературным предшественникам и современникам. В этом смысле особый интерес представляет «Тень Фонвизина», в которой поэт устами «известного русского весельчака» и «насмешника», «творца, списавшего Простакову», вершит смелый суд над литературной современностью. Анакреонтические и элегические стихотворения Пушкин продолжал писать как в эти, так и в последующие годы. Но вместе с тем выход из «монастырских», как называл их поэт, лицейских стен в большую жизнь был выходом и в большую общественную тематику. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья… Если в стихах самого могучего предшественника Пушкина, Г. Р. Державина , мы находим, по справедливым словам В. Г. Белинского , только «проблески художественности», то в стихах Пушкина русская поэзия обретает величайшую художественность, становится в полном смысле искусством слова. В этом отношении Белинский правильно считал именно Пушкина «первым поэтом-художником Руси», поясняя, что и «до Пушкина у нас были поэты, но не было ни одного поэта-художника». «Это не значит, что в произведениях прежних школ не было ничего примечательного или что они были вовсе лишены поэзии: напротив, в них много примечательного и они исполнены поэзии, но есть бесконечная разница в характере их поэзии и характере поэзии Пушкина». Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь… Исключительное художественное мастерство Пушкина-поэта будет развиваться, обогащаться, совершенствоваться на протяжении всей его жизни, но уже в этот период складываются основные качества пушкинского поэтического языка и пушкинского стиха, синтезировавшего в себе высшие достижения стихотворного искусства его предшественников и современников, сочетающего живописную точность и звуковую энергию, присущие лучшим стихам Державина, с пластичностью и гармонией батюшковского стиха, с «пленительной» музыкальностью стиха В. А. Жуковского . В то же время основой всего этого синтеза, специфическим свойством именно пушкинского стихотворного языка является его необыкновенная сжатость и выразительная сила, которые стали поражать и восхищать современников вскоре же по выходе поэта из Лицея.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *