Верность идеалам «Вольности святой» в поэзии А.С. Пушкина (3)

Вольнолюбивая лирика занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина. В «свой жестокий век» лирический герой его стихотворений страстно провозглашал идеи свободы, освобождение от «гнета власти роковой», призывал к посвящению прекрасных порывов души своей Отчизне. В январе 1925 года лицейский друг Пушкина И. И. Пущин открыл поэту тайну существования в России общества, готового к свержению самодержавия, и привез ему письмо от руководителя Северного общества К. Ф. Рылеева с призывом воспеть борьбу за вольность. Намечая открытое выступление противдеспотического режима, декабристы рассчитывали на первого поэта России как на своего союзника и соратника. Сам Пушкин не был сторонником бунта и революции, но он дружил почти со всеми декабристами. Его стихи, прославлявшие свободу и звавшие к ней, распространяли в обществе взгляды, которые исповедовали декабристы. Декабристское восстание и его печальный исход не убили страстного пафоса свободы в лирике Пушкина. Поэт остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выразились эти мысли в стихотворении «Во глубине сибирских руд…», где автор страстно сочувствует декабристам. Он пытается донести до них свои светлые надежды, что «темницы рухнут — и свобода» их «встретит радостно у входа». А искренняя дружеская поддержка поможет, храня «гордое терпенье», дождаться того момента, когда «оковы тяжкие падут». Пушкин использует емкие и многозначные образы. Например, «оковы тяжкие» — не только кандалы, но и неволя, рабство, само состояние оторванности от мира, заточение, невозможность продолжать свободную жизнь и служение своим идеалам. Дело декабристов он называет «скорбный труд». В этой фразе одновременно слышатся и гордость, и уважение, и печаль, и сочувствие. Такое сочетание придает образу неповторимость и раскрывает всю глубину чувств поэта. Благородство и возвышенность идеалов декабристов, их «труд» во имя будущего пока не принесли видимых результатов; участь восставших трагична, и потому труд «скорбный». Читая послание в Сибирь, нетрудно сделать вывод об отношении поэта к декабристам и увидеть его веру в бессмертие дела их жизни. Его уверенность в торжестве их революционной идеи, наверное, и есть то главное, что он хотел сказать им в своем послании. «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». Пушкин, которого они уважали, когда были свободными, не изменил убеждений, остался верен их общим идеалам. Из ответа ссыльного поэта-декабриста А. И. Одоевского А. С. Пушкину понятно, что декабристы поняли и оценили и мужественную верность поэта, и смысл его послания. Пушкин выражает уверенность: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…». Одоевский подтверждает: «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли». Пушкин пишет: «Храните гордое терпенье…». Одоевский отвечает: «…цепями, своей судьбой гордимся мы…». В послании читаем: «Не пропадет ваш скорбный труд…». В ответе: «Наш скорбный труд не пропадет…». Пушкин: «Свобода вас примет радостно у входа». Одоевский: «И пламя вновь зажжем свободы… И радостно вздохнут народы». Послание Пушкина явилось для ссыльных декабристов не просто радостной вестью, а стало событием их внутренней жизни, ведь что для человека нет ничего важнее, чем вера в торжество того дела, которому он отдает свою жизнь. Письмо «И. И. Пущину» проникнуто теми же чувствами. Поэтов связывала дружба еще с лицейских времен. «Мой первый друг, мой друг бесценный!» — обращается Пушкин к Пущину. Он сочувствует ему, сопереживает, желает утешить, готов отдать все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить страдания друга. А воспоминания о «лицейских ясных днях» должны согреть его душу дружеским вниманием и « озарить » « заточенье ». Поэзия А. С. Пушкина была отголоском своего времени. После крушения декабрьского восстания пушкинское вольнолюбие помогало людям не терять веры в будущее. Его вольнолюбивая лирика, раскрывающая идеал духовно богатой, свободной личности, высокий гуманизм, величие в борьбе, была знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать огромное влияние на формирование духовного мира людей нашего времени.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *