Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»

Исторические романы английского писателя В. Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.) были популярны в России и обладали многими литературными достоинствами. Но в романах Скотта доминирующее место, как правило, занимала любовная интрига. Она нередко оттесняла исторические события на задний план. Пушкина не удовлетворяла такая структура повествования. В трагедии, как он скажет несколько позже, должна развиваться «судьба человеческая, судьба народная». Именно к этому он и стремился в «Борисе Годунове». И любовная интрига (Самозванец — МаринаМнишек) применяется не для «раскраски» повествования, а для выявления «судеб человеческих», зависимых то в большей, то в меньшей степени, как показывает Пушкин, от исторической жизни. Тот, кто пытается использовать ее в своих корыстных, авантюристических целях, терпит крах. В этом отношении поучительна судьба не только Самозванца, но и Марины Мнишек. Если Самозванцу хотелось стать «царем на Москве», то ей «царицей». Обольстив Самозванца, она на какой-то миг добивается своего. Сцена у фонтана — своеобразный поединок двух авантюристических душ, которые сошлись на компромиссной основе: «любовь» отдается за «власть», «власть» регулирует степень и самую реальность «любви»: * Очисти Кремль, садись на трон московский, * Тогда за мной шли брачного посла… — вот условие Марины. Самозванец согласен: «заутра двину рать». Но победа Самозванца «над Москвой» иллюзорна (это ясно по ходу изложения). Самозванец чужд народу. Цели его узколичные. Финал трагедии убеждает в том, что Самозванец будет сметен историей, которая не терпит случайностей. Очевиден и крах личной судьбы Марины, ее авантюристической любви. Человек, как показывает Пушкин, связан с судьбой народной. Так впервые в мировой литературе в трагедии «Борис Годунов», произведении новаторском, раскрылась взаимообусловленность важнейших компонентов истории: личность и народ, народ и власть, время и общество. Эпическая широта повествования, верный взгляд на историю, выпуклость характеров, полнота психологической характеристики, интонационное богатство стиха — все это позволило Горькому назвать «Бориса Годунова» Пушкина «лучшей нашей исторической драмой». Она положила начало подлинно реалистическим традициям в развитии русской драматургии. В то же время царь предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто сочувствовал декабристам, но не принимал участия в событиях на Сенатской площади. С этой целью была объявлена «милость» по отношению к Пушкину. 8 сентября 1826 г. специально посланный в Михайловское фельдъегерь привозит поэта в Москву для встречи с царем. На вопрос о том, что делал бы Пушкин, если бы в день восстания находился в Петербурге,» последовал ответ: «Стал бы в ряды мятежников». И все-таки Николай I решил не наказывать поэта. Он сообщил о прекращении ссылки и о том, что лично будет просматривать произведения Пушкина, поскольку- поэт жаловался на строгости цензуры. На деле это означало усиление надзора. Николай I дал понять, что ждет от Пушкина «благопристойных» произведений. Лишь на некоторое время поэт поверил царю и загорелся желанием увлечь нового императора примерами Великого Петра («Стансы», 1826). Тщетность упований стала очевидной почти сразу — и Пушкин отказывается от попыток повлиять на правительство в духе просветительских идей. Началась трудная и неравная борьба: всесильный царь — и поэт, не имевший поддержки в дворянском обществе, лишившийся многих своих друзей. Гений Пушкина одерживает верх в этой борьбе. Он остается верен своим прежним идеалам свободы, добра и красоты. В стихотворении «Арион» (1827) поэт прямо заявляет: «Я гимны прежние пою…» В этом же году он передает через А. Г. Муравьеву знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…», в котором выражает сочувствие декабристам и веру в то, что не «пропадет» их «скорбный труд — И дум высокое стремленье». Некоторые критики XIX в. полагали, что Пушкин провозглашает здесь принцип «чистого искусства», далекого от общественных проблем жизни. На самом деле это не так. Слова «не для житейского волненья», «не для битв» относятся к внутренней несостоятельности привилегированных слоев, погрязших в конфликтах и раздорах. Ввергать поэзию в такие «битвы» по меньшей мере неразумно. Поэты рождаются «для вдохновенья», т. е. творчества не по принуждению, а по убеждению, «для звуков сладких (звуков свободы.) и молитв». Слово «молитвы» употреблено не в собственном, а в переносном (метафорическом) смысле, оно означает гимны в честь красоты и совершенства. Как видим, установки Пушкина не имеют никакого отношения к проповеди «чистого искусства». Поэт искал выход из противоречий современной ему действительности, старался определить природу и существо тех человеческих ценностей, которые могли стать основой обновления. Тем самым Пушкин влиял на формирование общественной психологии.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *