Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» — проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем — проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи. Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это — описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств: Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал.На земле зима, и дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал. Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы — «на земле зима». Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию. Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа — описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что «спать услал ученика». Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее: Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй И уверь меня, что я с тобой — одно. Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог: Снова ты о ней? Но я не тем взволнован. Кто открыл ей сроки, кто навел на след? Тот удар — исток всего. До остального, Милостью ее, теперь мне дела нет. Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении — она раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический герой ранен — мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть. Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того — оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар — исток всего». Этот «удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует. О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы. А возможно, удар — это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны». В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние: Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых, черных льдин. Булки фонарей, и на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым. В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж («Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь — душевные страдания лирического героя. Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими — они призваны передать внутреннюю драму лирического героя. Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «Булки фонарей, и на трубе… Потонувший в перьях нелюдимый дым». Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее — будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении. Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но — наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения («и черным По белу в снегу — косяк особняка») и т. д. Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *