Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова .

В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую. «Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он любит: Проселочным путем люблю скакать в телеге… и т. д. Более полного выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта» (Добролюбов).Высокий патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. В реалистической лирике автор достигает большого художественного мастерства. Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет выразительность. Присутствуют эпитеты, отражающие душевные переживания, взволнованную речь, насыщенную вопросительными и восклицательными выражениями, применяет развернутые метафоры. Тема поэта и поэзии в творчестве. Остро волновавшая тема гражданина-поэта отражается в стихотворениях «Поэт» и «Пророк». В стихотворении «Поэт» ставиться вопрос о назначении поэта: каков должен быть поэт в современном обществе? Решая этот вопрос, он исходит из декабристских взглядов — борца за общественное благо. Поэт применяет прием развернутого сравнения — сравнение поэта с кинжалом. Когда-то боевое грозное оружие, верно «служившие» наезднику в горах, теперь превратился в ненужную игрушку, золотую, бесславную и безвредную. Так и поэт прежде воспламенявший своим словом для битвы «свое утратил назначение». Примером истинного поэта для Лермонтова были Рылеев, Пушкин. Они были великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы. Такой поэт был вместе с народом «в дни торжеств и бед». Такого поэта не видит Лермонтов среди современников. Стихотворение заканчивается призывом к поэту: проснуться и вновь обрести свое слово. Роль поэта состоит в общественном служении народу. Таков основной смысл стихотворения. Назначение поэзии — «воспламенять борца для битвы», быть проводником в народные массы «мысли благородных», передовых идеи. В стихотворении «Пророк» с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта-пророка, обреченного жить в обществе основанном на социальной неправде, нравственно развращенном. Поэт-гражданин при таком общественном строе вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, его презирают, его изгоняют из городов в пустыню. Лишь на воле природы он находит отдых и успокоение. Люди же относятся к нему со озлоблением, не принимая проповеди любви и правды. Такова неизбежная трагедия поэта на пике передовых идей, взглядов. В этом трагедия и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *