Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка

Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова : от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов. В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова : это «поэт русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова». Любовь к родине —тема многих произведений М. Лермонтова: «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость лермонтовской «странной любви» к родине — «Не победит ее рассудок мой» — свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины (военная слава, «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья» для Лермонтова являются высокими понятиями), поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в стихотворении «Прощай, немытая Россия…», написанном в том же году, трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Восхищение родиной подтверждает поэт не только троекратным повтором слова «люблю», но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова. Сначала автор рисует образ России с ее огромными просторами (дорога, пересекающая леса и степи) и величавыми картинами: «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее, подобные морям», затем постигает ее в трепетных подробностях. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт. Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей. «Родина» — одно из немногих реалистических стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли А. С. Пушкина из главы «Путешествие Онегина»: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор. «Враждующая» сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике, дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков проблемы, волновавшей последующие поколения лириков. В стихотворении «Родина», по словам Н. А. Добролюбова , автор «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». В этом лирическом произведении народ представлен целостно, собирательно и выступает как объект размышления. Суммарная формула «люблю отчизну я» как бы поглощает все единичные проявления этой любви. И даже в самой конкретности заключена известная обобщенность: «пляска с топаньем и свистом» при всей зримости образа — это все-таки и пляска вообще, знак народной России. Идея стихотворения отразилась и в его композиции. В тексте можно выделить две структурные части, объединяющие «странную» любовь автора к отчизне. Язык этого реалистического произведения сохраняет присущую ранним, романтическим стихотворениям Лермонтова выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования красочных эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но автор применяет здесь меньше метафор, особенно развернутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринужденности разговорной речи. Отчизна для Лермонтова — в жизни народа, в его простом бытии, в его горестях и радостях. Раскрывая в своем понимании родины те черты, которых уже коснулся А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», Лермонтов подготавливал разработку этой темы у Н. А. Некрасова и разными ее гранями уже предвосхищал творчество А. Блока, поэзию XX века.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *