Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся во второй четверти 19 века. В его поэзии основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью — достигает сильного напряжения. Поэма «Мцыри» — произведение, созданное по всем законам романтизма… В нём Лермонтов даёт своё понимание идеального человека, ставит глубокие философские вопросы. В чём смысл и красота жизни? Что дарит человеку близость к природе? В чём больше мудрости — в отказе от своего «я» ради возможности существовать,пусть даже связанной с риском лишиться жизни? Так как поэма — лироэпическое произведение, то здесь с одинаковой силой присутствуют и лирическое и эпическое начала. Действие разворачивается на Кавказе. Сразу возникает мысль о гордых, вольных людях, которые населяют этот край. Основную часть поэмы составляет исповедь Мцыри — юного горца, долгое время проведшего в монастыре, вдали от родного дома. В монастырь приходят люди, добровольно отказавшиеся от обычных для человека условий быта, от естественных привычек и радостей. Они целиком отдают себя служению Богу. Для них монастырь — обитель тихая и смиренная. Для человека же, попавшего туда не по своей воле, он превращается в темницу. Сам юноша потом так отозвался о своёй жизни с монахами: «Я мало жил, и жил в плену». Мцыри совершил побег из плена в горы, где провёл в скитаниях три дня. За это время он испытал бурю самых разнообразных чувств, многое увидел и пережил. Эти дни на воле стоят всей жизни в заточении. Но на третий день, измученный голодом, обессилевший от ран после сражения с барсом, Мцыри находит не родной дом, а стены того же монастыря. Умирая на руках у монаха, юноша рассказывает о своих скитаниях. Не случайно в своей исповеди Мцыри много и с восторгом говорит о природе. Всматриваясь в окружающее, Мцыри поражается многообразию мира: в природе и тишина, и нежность, яркость красок, праздничность (горящие, как алмаз, снега; голубизна небес; изумрудность листьев; золото песка и т. п. ). В то же время от Мцыри не ускользают картины мрачные и тревожные (ущелья и тёмные скалы, грозящие бездны, вечный лес). Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но уставшему путнику может казаться безжалостной, враждебной. В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука: Хотя бы крикнул коростель, Иль стрекозы живая трель Послышались, или ручья Ребячий лепет… Но прелесть мира не меркнет от этого в глазах обессилевшего юноши. За несколько дней юноша испытал счастье и радость в общении с миром природы, он познал «блаженство вольности». Мцыри слился с природой, стал её частицей. Ему было весело и тревожно, но это была настоящая жизнь. Он чувствовал себя единым со скалами, потоками, барсами. Мцыри за три дня прожил столько, сколько монаху не удалось бы за всю жизнь. Ему было так хорошо, что даже когда он рассказывал об этом, то снова был счастлив. Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душной келье, а вдыхать ночную свежесть лесов, это не молиться перед алтарём, а радоваться встрече с бурей, грозой, препятствиями. В мыслях и ощущениях Мцыри чужд, враждебен монахам. Их идеал — покой, самоотречение ради служения Богу, отказ от радостей земной жизни во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы — вот смысл человеческого существования. Не заточение, а блаженство вольности — вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с её напряжением, бурями, опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашескому лицемерию звучат его, казалось бы, грустные слова: … что мне в том? — пускай в раю, В святом, заоблачном краю Мой дух найдёт себе приют… Увы! — за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял. В поэме утверждается активное, деятельное отношение к жизни. Жизнь можно назвать счастливой, полной только тогда, когда есть борьба за свободу. Нужно быть верным идеалу свободы даже в трагических условиях поражения. И без Родины нет ни свободы, ни счастья. По Лермонтову, Мцыри — идеальный образ человека.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *