Тема творческой личности в драмах Ибсена

В цикл пьес входит драма о Брокмане-Предпринимателе, который стремился пробудить спящие силы своей страны. В 90-х годах, когда в искусстве развивался символизм с его особым вниманием к личности художника, Ибсен сосредоточил внимание преимущественно на душевном расстройстве героя-творца. Растерянность своих героев Ибсен передает с помощью целого ряда символов, в содержание которых проникает непостижимое, принципиально нерасшифрованное, мистическое. Такими являются черти и тролли из «Строителя Сольнеса», крысоловка из «Маленького Эйольфа».Однако внедрение темы творческой личности и символистской нерасшифрованности символики не уничтожает связей ибсеновских героев с социально-временной средой, объединяется с реалистическими мотивациями действий большинства персонажей, с социально значащей проблематикой поздних драм. Связи с символизмом особенно значительные в последней драме «Когда мы, мертвые, воскреснем», однако в ней присутствуют элементы пародирования символизма. Ибсен исследует конфликт между творческими нуждами, которые полно подчиняют себе художника, и способностью любить, стремлением к полноте мироощущения. Ретроспекции — воспоминания, которые постоянно возникают в драме, — задерживая внешнее действие, акцентируют внимание на идейно-эмоциональном содержании диалогов, на напряженной духовной жизни персонажей. Это роднит драму Ибсена с символистским искусством. Основное идейное содержание драмы воплощено в двух вариантах скульптурной группы, созданных Рубеком-Романтиком и Рубеком, который потерял веру в себя и в человечество. Обе скульптурные группы символические. В одном из ранних стихов «Строительные планы» Ибсен изобразил крах мечты художника об объединении счастья любви и счастья творчества. Последняя драма будто углубляет и расширяет проблему, показывая, что, хотя жизнь разрушает желательное единство, мечта о ней не уничтожаема в душе как самого художника, так и его любимой. В драме «Джон Рафаэль Боркман» один из героев сказал, что наибольшее преступление — убить душу, которая способная любить. В последней драме Ибсен изображает две души, которые погибли без любви,— Рубека и Ирены, которые объединяются в своем желании снова воскреснуть для любви, счастья и творчества. Вернувшись в 1891 г. на родину, Ибсен поселился в Кристиании. В 1898 г. его семидесятилетие отмечалось как национальный праздник.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *