Романтическая и трагическая история Эммы Бовари

Жанр социально-бытового романа всегда был популярным, поскольку изображал обычные человеческие характеры среди знакомых картин быта и поднимал социальные проблемы. Но Флобер в своем произведении «Мадам Бовари» немного расширил границы обычного социально-бытового романа. Показывая жизнь и быт жителей маленьких провинциальных городков, писатель не остается на уровне быта. Автор обобщает и анализирует определенный социальный тип. Жизнь и страдание Эммы Бовари Флобер изображает не как сугубо отдельную трагедию женщины, которая мечтала лишьо любви и не находила ее. Автор изображает жизнь героини на фоне важных социальных сдвигов, которые остались в поведении и характерах главных героев. Именно Эмма в какой-то мере становится жертвой романтических иллюзий, которые прививало ей общество. Тем не менее время ее прошло, все в мире изменялось. И романтические представления о мире постепенно становятся неуместными, смешными, хотя это и приводит временами к трагедии. Эмма хочет видеть в окружении красоту души, высокие чувства. Но ни один из мужнин, которых она любила, не желал подражать выдуманному ею идеальному образу. Они весьма будничные, чтобы понять стремление женщины к святой любви. Таким образом, трагедия Эммы изображена не как бытовая драма женщины, которая потеряла веру в свою жизнь, а как социальная трагедия человека, который не находит защиты в обществе. Ведь сама общественная жизнь порождает те проблемы, которыми проникается Эмма. Современное ей общество будто запрограммировано быть прагматическим, пренебрегая человеческими чувствами во имя денег, карьеры. Поэтому Эмме и судилось счастье. Итак, Флобер создал роман нового типа, в котором подверг анализу основы общества, его моральные принципы и пути развития. А бытовые проблемы Бовари, обрисованные без преувеличений и обострений, помогают понять важность влияния общества на жизнь человека. Роман «Мадам Бовари» Г. Флобер писал свыше четырех лет. Это роман о провинциальных характерах», как сказано в подзаголовке. Рассказав об истории супружеской измены в семье Шарля Бовари, об увлечении его жены Эммы Бовари и о ее самоубийстве на почве сердечных и жизненных разочарований, Флобер описал настоящую историю доктора Деламара и его жены, что жили возле Чина. Однако роман представляет собой социально-философское осмысление действительности. Мистический городок Йонвиль, где происходят события, символизирует всю Францию. Духовная драма Эммы — в безвыходном конфликте ее мечты и действительности, между грядущим Эмме монастырским воспитанием, чтением романтической литературы и буржуазной будничностью, в которой она живет. Флобер прекрасно характеризует свою героиню такими словами: «Из всякого события ей надо было вытянуть будто личную пользу, и все, что не давало непосредственной пищи ее сердцу, она отбрасывала, как ничтожество. Натура у нее была не столько корыстная, сколько сентиментальная, она искала не картины, а эмоции». В тринадцать лет Эмма воспитывалась в монастыре урсулинок. Здесь она записывала и читала любовные романы и верила, что, подобно их героиням, ее ждет возвышенная, красивая любовь. Романы о любви, где рассказывалось о рыдании и клятвах при месяце, наложили отпечаток на впечатлительное и чувствительное сердце девушки, «быв женой Шарля, Эмма поверила, что в конце концов «замечательное чувство, которое она до сих пор представляла себе в виде райской птицы, которая кружит в сиянии прекрасного неба, взлетело к ней». Но мужчина оказался серым и будничным, в нем, за представлением Эммы, не было ничего рыцарского: он не умел ни фехтовать, ни стрелять, язык его был «плоский, как панель». Шарль же обожествлял свою жену: «Весь мир замыкался для него в пределах шелковистого обхвата в сукно. Все более чаще Эмма думала, что на месте Шарля мог бы оказаться другой человек, более достойный и интересный. Однажды серость ее жизни была затронута мужчиной, он пригласил на балл к своему родительному замку маркиз д’Андервилье. Этот сердцеед оставил в душе Эммы неизгладимый след. Роскошные залы, элегантные дамы, изысканные кушанья, запах цветов — все, как в романах! Но мужу все это было неинтересно. А Эмме так хотелось, чтобы имя Бовари приобрело популярность, чтоб его знала вся Франция! Провинциальный городок Йонвиль, куда переехало супружество Бовари, было не для Эммы: там ходили сплетни о всех, и ничья жизнь не была тайной. Главной выдающейся памяткой города была аптека господина Оме, лицо которого отбивало ничего, кроме самовлюбленности, торговец тканями Лере, местный священник и еще несколько человек. На этом фоне удобно отличался молодой помощник нотариуса Леон Дюпюи, не лишен «высоких интересов». Эмма и Леон сразу ощутили друг в друге родную душу. Общество Леона скрашивало одинокость Эммы. После отъезда Леона к Руану госпожой Бовари овладела скука, ничто не радовало ее в этой серой жизни, где нет праздников. Даже маленькая дочь бесила ее. И в настоящее время в ее жизни появился еще один мужчина — богатый помещик, 34-летний холостяк Родольф Буланже. Опытный ловелас, он быстро добился любви Эммы, и в скором времени «пряча лицо, все в слезах, она безвольно отдалась ему. Теперь жизнь ее приобрела содержание, и содержание это было в свиданиях с Родольфом .Но Родольфу уже начинала надоедать их связь, его беспокоила неосторожность Эммы, бесили ее прихотливость и сентиментальность. И вдобавок у Эммы созрела навязчивая идея выехать с ним навсегда с Йонвиля. Однако ее ждал удар: Родольф не собирался брать на себя такое бремя. Все надежды Эммы разбились за один миг! Еще один удар нанес ей Леон, с которым она встретилась через три года после разлуки. Это уже был не тот боязливый, стеснительный мальчик, которого она знала. Дела у Леона шли успешно, он вел себя уверенно и знал заранее, что обольстит Эмму. Но связь с замужней женщиной могла повредить его карьере, и Леон стал подумывать о том, чтобы порвать с Эммой. Возможность случилась, когда Эмма обратилась к нему за финансовой помощью. Дела семьи Бовари шли совсем плохо. Шарль был в долгах, и все его имущество выставили на продажу. Эмма бросилась за помощью к Родольфу, но тот холодно заявил: «У меня нет таких денег, госпожа». В отчаянии, утомившись от обманов, пережив трудные разочарования, Эмма отравилась, решив таким способом все свои жизненные проблемы. Но трагедия Эммы Бовари выходит за пределы ее личной драмы. Порочная ли сама по себе Эмма Бовари? Думаю, что нет. «Все преступления и все измены своим возникновением обязаны слабости. И потому они заслуживают жалости». Касается ли это Эммы Бовари? Думаю, что так, тем более, что человеческие качества ее любимых мужчин были не высочайшими. А у самой Эммы не было иммунитета против вульгарности, о которой В. Набоков говорил: «Вульгарность — это не то, что откровенно плохо, а то, что притворно, фальшиво важно, фальшиво хорошо, фальшиво умно, фальшиво красиво». Трагедия этой женщины и в том, что она не стремится вырваться из этой жизни, как, например, Нора Г. Ибсена. Мадам Бовари ушла из жизни, ее похоронили… Горе Шарля было большим и искренним. В скором времени, ни на что не надеясь, он умер, сжимая в руке прядь черных волос Эммы… Родольф, который, лишь бы скоротать время, весь день слонялся лесом, спокойно спал в своем замке; спал у себя и Леон. Так закончилась романтическая и трагическая история Эммы Бовари, история, которая нередко случается, когда романтические представления о жизни вступают в конфликт с непривлекательной будничностью.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *