Мысли о Человеке и его назначении в произведениях Горького

Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде — поэме «Человек» (903) —произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки пассивности, отрицавшие активное воздействие человека и его разума на ход жизни, его способность создавать новые социальные формы бытия. Своей поэмой Горький звал к революционной активности: «Вы лжете, говоря, что я бессилен, что ограничено сознание мое! Оно — растет!». Как бы продолжая монологи Сатина, Горький прославляетчеловека-творца, покорителя тайн земли и неба: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!., он мужественно движется — вперед! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба». Горьковская концепция Человека, беспредельных возможностей его разума, величия и непобедимости духа явилась очень плодотворной. Она нашла свое развитие и углубление в искусстве, в частности в поэзии Э. Межелайтиса. Произведения Горького, появившиеся на рубеже XIX и XX столетий, отразили глубочайшие сдвиги в настроениях передовых слоев русского общества и прежде всего в настроениях рабочего класса. Отражая революционную активность пролетариата, Горький выступил как буревестник и буреглашатай. В «Песне о Буревестнике», (1900), которая составляет заключительную часть аллегории «Весенние мелодии», с большой страстью выражено чувство весеннего пробуждения. Предчувствие бури вытекает в ней из глубокого понимания изменившейся общественной атмосферы. Как и другие творения Горького, «Песня» связана с рядом предшествующих произведений великого писателя. Эволюция художественных символов идет в данном случае от аллегории «О чиже, который лгал…» и «Песни о Соколе». Внешней приметой общественных настроений во всех названных произведениях являются картины природы: «серенькая и хмурая» погода в «Чиже»; свежее дыхание ласкового моря, задумчиво важные горы, глубокое в россыпи звезд ночное небо, «чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения» в «Песне о Соколе»; «музыка весны» в «Весенних мелодиях», завершающаяся могучим аккордом надвигающейся бури в «Песне о Буревестнике». И на этом фоне показаны живые существа, в образах которых воплощены определенные авторские мысли. Выдвижение на авансцену повторяющихся образов или мотивов наглядно отражает те перемены, которые наблюдаются или еще только смутно чувствуются в жизни. Горького очень радовала популярность его произведений в среде рабочих. Их мнения он принимал горячо к сердцу, ибо рассматривал свое творчество как действенное оружие рабочего класса в борьбе за освобождение. «Я был бы очень благодарен Вам,— писал он в апреле 1903 года А. Шольцу, переводчику пьесы «На дне» на немецкий язык,— если б Вы сообщили мне, как относится к моей пьесе рабочий класс, мнение которого для меня ценнее всех других мнений, взятых вместе».

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *