Архив рубрики: Гоголь Н.В.

История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Всемирно известная комедия Гоголя «Ревизор» была написана «с подачи» А. С. Пушкина . Считается, что именно он рассказал великому Гоголю историю, легшую в основу сюжета «Ревизора». Нужно сказать, что комедию приняли не сразу — и в литературных кругах того времени, и при царском дворе. Император видел в «Ревизоре» «неблагонадежное произведение», критикующее государственное устройство России. И … Читать далее История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Share

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

«Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме … Читать далее Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Share

Трагическое лицо Петербурга в повести «Невский проспект»

Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевского творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых … Читать далее Трагическое лицо Петербурга в повести «Невский проспект»

Share

«Мертвые души» поэмы Гоголя

Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: «Черт знает, что такое!» Его мечтательность это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится … Читать далее «Мертвые души» поэмы Гоголя

Share

Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков — это самый главный персонаж комедии. Благодаря ему в городе всё всполошилось, и начали рассматривать этого «ревизора». Ещё до самого появления Хлестакова на сцене читатель понимает, что он никакой не «ревизор», а всего-навсего мелкий чиновник. В этом ему [читателю] помогает Осип — слуга Хлестакова — который рассказывает всем про него. Полностью сущность героя раскрывается … Читать далее Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

Share

В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, … Читать далее В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Share

Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя

Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В.Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно знатным людям: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы, Муравьёвы-Апостолы. Судья же из комедии «Ревизор» также носит двойную фамилию – Ляпкин-Тяпкин, которая едва ли свидетельствует … Читать далее Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя

Share

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы

Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравовРоссии первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма»Мертвые души», написанная в 1842 г. Первое издание произведениябыло названо «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такоеназвание снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел … Читать далее Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы

Share

Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма «Мертвые души» просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется над глупым, смешным, страшным, пошлым, но его смех печален. Эта печаль — … Читать далее Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Share

ЧИЧИКОВ — «РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ»

… Они ради приближения к цели легко разделываются с совестью, человечностью и всем прочим. Ф. Гвиччардини. «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям… Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца». Так характеризовал Гоголь своего героя. Да полно, действительно ли Чичиков подлец? Что плохого в том, что человек всю жизнь хотел разбогатеть? Но … Читать далее ЧИЧИКОВ — «РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ»

Share

О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в произведении Гоголь избирает маленький провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Героями пьесы автор комедии делает городских чиновников и Хлестакова, в том числе. Разница между ними и Хлестаковым … Читать далее О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Share

Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя

Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права. Гоголь — великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, … Читать далее Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя

Share

Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?

Они стояли в тех же позах, В безмолвной странной тишине. Не описать их чувства в строках, Их мысли где-то в глубине. У каждого свои мыслишки. Но все боятся одного – Что их коварные делишки Теперь не спрятать ни за что. Сквозник-Дмухановский горюет: «Мошенник обманул меня!» (Теперь весь Петербург узнает, Что опозорили тебя). Жена и дочь … Читать далее Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?

Share

Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»

Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно то, что все эти писатели показывают решающую роль народа в историческом процессе, «Тарас Бульба», «Вадим», «Капитанская дочка» по-разному, с разных сторон освещают общую для них, основную тему. Носителем исторической справедливости, исторического разума являются не высшие … Читать далее Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»

Share

Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Н.В.Гоголя Ревизор является одним из наиболее ярких драматиҹеских произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатириҹеской драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Недоросль Д.И.Фонвизина и Горе от ума А.С.Грибоедова. Ревизор представляет собой глубоко реалистиҹеское произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального ҹиновниҹества России второй ҹетверти девятнадцатого века. При описании этого … Читать далее Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Share

Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

«Мертвые души» Н. В. Гоголя явились великим, крупным вкладом в литературную жизнь страны. Ни Пушкин, давший Гоголю сюжет к поэме, ни сам Гоголь не думали, какое значение будет иметь это произведение. Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих … Читать далее Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

Share

Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Замысел поэмы. «Мне хочется в этом романе показать хо­тя с одного боку всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушки­ну в 1835 г., который «подарил» писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: «… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, … Читать далее Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Share

Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»

Повесть «Шинель» занимает одно из ведущих мест в творчестве Н. В. Гоголя . Именно в ней впервые был так многогранно раскрыт образ «маленького человека» со всеми его странностями и причудами. Главный герой — титулярный советник Башмачкин Акакий Акакиевич. Как описывает его сам Н. В. Гоголь : «маленький человечек с лысинкой на лбу». Всю свою жизнь … Читать далее Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»

Share

Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть еще долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у читателей живой интерес к произведению, развивать их в умственном, нравственном и эстетическом отношении. В центре внимания неизбежно окажутся прежде всего Тарас, Остап и Андрий — … Читать далее Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»

Share

Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой

Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения «роман» мы ждем описания длительного периода жизни героев, от комедии — динамичного действия и необычной развязки; лирическое стихотворение должно … Читать далее Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой

Share