Частушки из народного фольклора

Философ-искусствовед и собиратель частушек П.А.Флоренский писал: «…это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца: однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле». Истоки и время возникновения рабочей частушки те же, что и частушки городской и деревенской. Но частушки народа испытали влияние уже сложившейся к периодуих формирования традиций рабочего фольклора, с которым они вступили в творческое взаимодействие. Многие частушки были вариантами или отдельных строф фабрично-заводских песен, или же в сжатой форме содержали основные мотивы этих песен, а подчас и отдельных ее частей. Вот частушки, возникшие на основе песен «Лет семнадцати мальчишка вздумал в Питере пожить», «Кто на прииске (или на фабрике) не живал, тот и горя не видал», «На Донской земле привольной». Рассчитай меня, хозяин, Я сейчас иду домой. Твои высокие хоромы Показались мне тюрьмой. Кто на фабрике не живал, Тот и горя не видал, А моя головушка Натерпелась горюшка. Но и частушки народа оказывали заметное влияние на рабочее песенное творчество, усиливая его лиризм и афористичность, обогащая его разнообразными оттенками разговорной речи. В рабочей частушке, как правило, фоном, местом действия и источником разнообразнейших конфликтов являются фабрика, завод, рудник, прииск. Частушка была популярна в рабочей среде – она живо реагировала на общественно-политические события, нередко приобретая сатирическую окраску: Сколь народу, сколь народу, Сколь народу мучится! А у наших у хозяев С жиру брюхо пучится. Приемы традиционной народной лирики в народа частушках выветрилось. Как отмечала Н. П. Колпакова, частушки на острые социальные темы были «построены полностью на самых обычных интонациях разговорной (хотя очень часто и озлобленной) речи, с будничной лексикой, с той системой синтаксиса, которая ничем не отличается от построения прозаических фраз. Это была частушка малопоэтичная, но правдивая и резкая, суровая без прикрас, четкая по мысли и социальной остроте, не прикрытой никакими поэтическими уподоблениями и сравнениями. Наряду с лирикой любовных отношений, развертывающихся в обстановке повседневного производственного быта героев, наряду с изображением тягот жизни большое место в ней занимает сатира на всякого, имеющего власть над рабочими. Вот образцы разновидностей специфически рабочей частушки. Читая их, нетрудно заметить, как естественна и органична была для народа поэзия частушки, как рабочие свободно воплощали в ней новое содержание, создавая оригинальные художественные образы, сравнения, параллелизмы. Тише, тише, паровая, Тише хлопайте ремни, Без миленка на работе Не могу скоротать дни. Я на прииске была, Золотишко мыла, Услыхала – милку женят, Голосом завыла. Частушки народа отличаются от частушек других слоев трудового населения не только новизной своего содержания, образов, повествовательных мотивов, но и неизмеримо большей социальной остротой и насыщенностью.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *