Лирическая героиня в поэзии Ахматовой

Лирический герой — это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта — ахматовская шаль, ахматовская стройность к худоба, ахматовская челка — перекочевали в стихи, мы, читая их, в результате можем себе представить вполне конкретного человека: * Глаза рассеянно глядят * И больше никогда не плачут. * И кажется лицо бледней * От лиловеющего шелка,* Почти доходит до бровей * Моя незавитая челка. Женщина, о которой пишет А. Ахматова, — прекрасна и печальна. Печаль ее — любовь. Неразделенная любовь — это чувство пронизывает ахматовские стихи. Любовь — это всегда боль, всегда трудно. Потому что не всем дано любить, и лирической героине просто некуда деться со своей любовью. Поэтому лирическая героиня, по сути дела, бездомна («ах, я дома, как не дома»), все дома, в которых она могла бы жить, оказываются потерянными: Волынки вдали замирают, Снег летит, как вишневый цвет. И видно, никто не знает, Что белого дома нет. Неразделенная любовь становится источником творчества. Самая существенная черта лирической героини А. Ахматовой — то, что она — поэт. Поэтическое творчество постоянно сопровождает ее жизнь, являясь ее главным содержанием. В поэзии находят разрешение муки любви, и поэзия же является единственным способом сохранить то, что пережито: * Тяжела ты, любовная память! * Мне в дыму твоем петь и гореть. Память, осуществляющая связь времен, — основа судьбы поэта. Для лирической героини А. Ахматовой важна не только «любовная память», но прежде всего память истории и память культуры. Пережив исторические катаклизмы, лирическая героиня А. Ахматовой понимает, что именно тогда, «когда погребают эпоху», — «слышно, как время идет», именно в эти моменты возникает необходимость показать, что погребенная эпоха не исчезла, прошлое присутствует в настоящем. Поэтому в поэме «В сороковом году», в самом названии которой — дата огромного социального катаклизма, воскресают уже прошедшие войны — Англо-бурская («с винтовками буры»), Первая мировая («Варяг» и «Кореец» ушли на восток»). Лирическая героиня А. Ахматовой не зря называет себя китежанкой — ведь в граде Китеже колокола начинали звенеть накануне великих бедствий. Действительно, лирическую героиню А. Ахматовой можно назвать пророчицей. Как и всех больших поэтов, ее одолевают предчувствия, которые неуклонно сбываются: * Я гибель накликала милым, * И гибли один за другим. * О горе мне! * Эти могилы * Предсказаны словом моим. Итак, поэтическое слово возвращает прошлое и предсказывает будущее. Именно поэтому в конце своей жизни А. Ахматова скажет: « Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь с моим временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила эти годы и видела события, которым не было равных».

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *