Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева «К.Б.» и Фета «Старые письма»

Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев — одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие «истинной красоты», они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: «К.Б.» Тютчева и «Старые письма» Фета. Стихотворение Федора Ивановича, озаглавленное загадочными инициалами, написано26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви — Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения. Спустя много лет поэт встретился с Лерхенфельд еще раз, о чем так написал своей дочери: «Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей… доброй Амалией Крюденер, которая в последний раз повидать меня на этом свете…» Эта встреча пробудила в лирическом герое душевную полноту «тех лет». Герой благодарен за это Амалии, он испытывает душевный подъем: «Тут не одно воспоминанье… И та ж в душе моей любовь» «Я встретил вас — и все былое…» — душевная исповедь поэта. Встреча с бывшей любовью заставила встрепенуться «отжившее сердце», которому стало «так тепло». Эта встреча сродни весне, которая все пробуждает. Как и Тютчев, Фет в своем стихотворении вспоминает прошлое, моменты старой любви: «Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной…» Но, в отличие от Федора Ивановича, произведение которого пропитано нотками сладкой ностальгии и волнующей печали, но, однако, «освежающее» душу, Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении показывает гораздо более мрачные картины. Мы видим терзающую его вину, тоску, даже некоторую озлобленность на то, что уже ничего нельзя изменить. Это его творение, как и подавляющее большинство его любовных стихотворений, посвящено его первой и, возможно, единственной любви — Марии Лазич. Они познакомились в 1848 году, но так как оба были бедны, Фет понимал, что не сможет обеспечить девушке счастливое будущее и решил расстаться с ней. Вскоре после этого девушка умирает страшной смертью. Она сгорела заживо от упавшей на ее платье свечи. Хотя нет никаких доказательств, что это было самоубийство, Афанасий Афанасьевич до конца жизни считал себя виновником случившегося. Итак, темой обоих стихотворений являются воспоминания о минувшей любви, но если у Тютчева основной идеей можно назвать возвращение сердцем к прекрасной поре былого и «оживление» души («я вспомнил время золотое — и сердцу стало так тепло…»), то произведение Фета показывает муки совести и жгучее сожаление. Поэт считает себя недостойным такой любви: «Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза» У меня эти творения вызвали довольно противоречивые эмоции. Стихотворение Федора Ивановича проникает в душу, принося с собой теплый, мягкий, радостный свет, который дает надежду на что-то лучшее: «Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас…» Тебе хочется раствориться в этом блаженном умиротворении, забыть все невзгоды и просто искренне улыбнуться всему хорошему, что было в твоей жизни. Произведение же Афанасия Афанасьевича, напротив, убивает всякую надежду на поворот к лучшему. И виноватым во всем случившемся поэт считает себя: «А я доверился предательскому звуку, — Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь» Стихотворение вызывает мрачные, давящие, темные эмоции. Оно словно беспощадная гроза, жестокий смерч, который оставляет после себя только опустевшую, безобразную, выжженную яростью и виной землю, на которой никогда больше не сможет пробиться зеленая травка надежды и радости. Но в то же время произведение заставляет задуматься, оглянуться назад, на свои поступки и, возможно, изменить где-то свое поведение. Автор говорит: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь», он словно призывает читателя не совершать его ошибок, показывая, каким страшным и безрадостным может быть результат. Когда читаешь эти творения, то в воображении мелькают все образы, ты словно погружаешься в тот мир и видишь все «наяву». Такой красочности авторы достигают с помощью умелого использования различные художественно-выразительных средств, которые помогают им наиболее ярко и точно отобразить все, что они чувствуют, видят и хотят передать читателю. Давайте рассмотрим некоторые из них. Множество различных эпитетов Тютчева («в отжившем сердце», «время золотое», «душевной полноты», «забытым упоеньем», «милые черты», «вековой разлуки» и т. д. ) и Фета («черты заветные», «душевных мук», «мгновенно воскресим», «поблекшие узоры», «задушевных слов», «свидетели немые», «сумрачной зимы», «дерзко оттолкнул», «вечную разлуку», «жгучая слеза» и т. д. ) помогают придать определенное настроение произведениям. Красивые метафоры и олицетворения стихотворений «К.Б.»(«все былое… ожило», «сердцу стало так тепло», «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне», «жизнь заговорила вновь» и т. д. ) и «Старые письма»(«черты заветные… мгновенно воскресили», «утрачено душой», «встречают взоры», «поблекшие узоры… гонят кровь», «души не воскресит и голос всепрощенья», «не смоет этих строк и жгучая слеза» и т. д. ) придают образности стихотворениям, делают их «живыми». Оба произведения обладают точной, перекрестной, преимущественно женской рифмовкой. Строфика — катрен. «К.Б.» написано четырехстопным ямбом, а «Старые письма» — шестистопным ямбом. Оба поэта посвятили свои стихотворения реальным женщинам, которых они любили. Но если Тютчев не жалеет, что его отношения с Амалией теперь лишь приятное воспоминание, то Фет казнит себя за ошибки прошлого и, думаю, он бы хотел повернуть время вспять и исправить содеянное. Любовь для Тютчева и Фета — основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым. Федор Иванович на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Чувства поэта к каждой возлюбленной были глубоки, возвышенны, искренни и неподдельны. Им часто сопутствовало страдание, но они внесли в жизнь тврца необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих девушек, не существовало бы и таких замечательных стихотворений, как «К.Б.», в котором поэт словно обнажает свою душу. Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли, неизменно слитой с образом переданной точными, смелыми, необычайно выразительными красками. В произведениях Федора Ивановича много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Для Фета же любовь, по моему мнению, обжигающий костер, как и поэзия его — пламя, в котором сгорает душа. Произведения поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Лирика Афанасия Афанасьевича становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Несомненно, и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — «подвиг бесполезный», большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, «обнажить» перед ним душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *